"Министр иностранных дел Турции и госсекретарь США в своих беседах всегда затрагивают регион Кавказа. Думаю, Вы также встречались с Трампом, может ли позиция США сыграть какую-либо роль в этом мирном процессе? Потому что, если посмотреть на это с другой точки зрения, то, по мнению некоторых комментаторов, при Трампе некоторые страны могут предпочесть так называемый беспорядочный мир. Или, скажем, некоторые региональные развития, конфликты, война между Россией и Украиной, возможное прекращение огня и т.д. интерпретируются по-разному. Следовательно, в связи с этой возможностью, этим окном, на которое Вы указали, по Вашему мнению, есть такие факторы, такие развития в мире и в регионе, которые могут стать препятствием для этой возможности, этого окна"- oдин из турецких журналистов задал вопрос премьер-министру РА Николу Пашиняну.
И я хочу понять: если мир с Азербайджаном, правда, он пока не виден на горизонте, но отсутствие отношений Азербайджан-Армения мешает развитию отношений между Арменией и Турцией?
Премьер-министр Никол Пашинян ответил:
"Я не соглашусь с такой формулировкой, что мир между Арменией и Азербайджаном не виден на горизонте. Я скажу, что делаются постоянные попытки создать дымовую завесу на всем протяжении горизонта, чтобы этот мир не был виден. На самом деле между Арменией и Азербайджаном заложены очень важные опоры мира. Что это за опоры? Я уже назвал одну из них.Армения и Азербайджан, по сути, договорились признать территориальную целостность и суверенитет друг друга на основе Алма-Атинской декларации 1991 года. Это то, что должно быть видно на горизонте. Более того, в согласованных статьях проекта мирного договора еще раз констатируется этот факт: [стороны] подчеркивают, что не имеют территориальных претензий друг к другу и взаимно обязуются не предъявлять подобных территориальных претензий в будущем. Это очень четко видно на горизонте. А теперь Вы спросите, о какой дымовой завесе я говорю? Дымовой завесой является дискурс о «западном Азербайджане», потому что если мы достигли договоренности о признании территориальной целостности друг друга, то не должно быть никаких дискурсов о «западном Азербайджане».
Дымовой завесой являются проходящие в Баку судебные процессы, которые имеют одну цель, — по крайней мере, таково наше восприятие, — свести на нет достижения, которые у нас были в мирном процессе, потому что мы ведем переговоры по мирному процессу уже четыре года, и у нас есть результаты. Я уже сказал, мы не фиксируемся на этом, мы постоянно сосредоточены на мирном договоре, который, конечно, является краеугольным камнем, но тот факт, что Армения и Азербайджан подписали международный документ и ратифицировали его в обеих странах, — это уже установленный факт и имеющаяся реалия. Более того, у нас есть делимитированный участок границы. И вопрос здесь в том, какой путь мы выбираем с этой точки. Если вы обратили внимание, я сказал, что если мы будем последовательны в своих усилиях, то этот путь, этот проект уже лежит на столе, осталось только не отказываться от этого проекта. На данном этапе, по сути, нам не нужно строить много нового, нужно просто не разрушать то, что уже зафиксировано.
Да, мы также понимаем чувствительность и специфику, которые существуют в отношениях Турция-Азербайджан. Это невозможно отрицать, но с другой стороны, я уже сказал, что у нас также есть процессы в отношениях Армения-Турция. И я только что думал, что те первые семь минут, когда я говорил о развитиях в отношениях между Арменией и Турцией, я упустил вещи, которые мог бы дополнить, и это перечисление продлилось бы еще 10, 11, 12, 15 минут. Вплоть до того, что уже два года подряд глава МИД Армении принимает участие в Анталийском дипломатическом форуме. После разрушительного землетрясения министр иностранных дел посетил зону бедствия в Турции. Мы отправили гуманитарную помощь. Хорошо, что мы отправили гуманитарную помощь, однако плохо, что это произошло вследствие таких трагических событий.
Но я снова говорю: также в плане роли Турции, здесь, по моему мнению, Турция тоже должна сделать выбор, потому что мы слышим, что Турция делает попытки — может, мы неправильно воспринимаем месседж… Как Вы отметили: почему Турция обсуждает проблемы Южного Кавказа с Соединенными Штатами? Потому что, по нашему мнению, Турция, по крайней мере, судя по месседжам, выступает за стабильность на Южном Кавказе. Мы видим, что Турция и на уровне президента, и на уровне министра иностранных дел выступает за подписание мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном. И если мы правильно понимаем эти месседжи, то это также означает определенный баланс в отношениях Турции на Южном Кавказе. Ну, или мы неправильно понимаем. Но с другой стороны, любые усилия, которые будут способствовать подписанию мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, безусловно, будут полезны. Однако мы также должны учитывать, что Армения и Азербайджан в настоящее время работают в двустороннем формате, но с другой стороны, мы также хотим, чтобы наши международные партнеры были информированы о том, что происходит в рамках мирного процесса, и мы также делимся с ними этой информацией".
Журналисты также поинтересовались, хотел бы премьер-министр что-то донести до турецкого общества, донести какой-то посыл, как бы он хотел, чтобы это было преподнесено?
"Да, хочу. Знаете, что меня удивило? То, как Вы начали свою речь. Вы сказали, что у вас есть пословица: «Воду - младшему, слово - старшему». Дело в том, что у нас тоже есть это выражение. Должен сказать, что это самая удивительная для меня часть моих контактов с турецкими представителями, потому что во время встреч, переговоров, дипломатических дискуссий с разными представителями, — может, это такой региональный обычай, — мы постоянно ссылаемся на наши народные пословицы.
Не буду преувеличивать, наверное, было как минимум три-четыре случая, когда в разговорах с турецкими представителями либо я говорил, что в Армении есть такая пословица и цитировал ее, а турецкий собеседник говорил: знаете, у нас тоже есть такая пословица; либо турецкий представитель говорил: вот у нас говорят. И я отвечал: знаете, у нас тоже так говорят. Сейчас я очень удивился, когда Вы произнесли первые слова, сказав, что у вас говорят: «Воду - младшему, слово - старшему». Это выражение, которое широко распространено в Армении, и я слышал это выражение тысячи раз от наших старших, и я сам, уже став родителем и в статусе взрослого, использовал его тысячи раз в своем общении с нашими детьми. Если это будет воспринято в качестве месседжа, думаю, что это довольно хороший месседж. Большое спасибо."