Координатор съезда беженцев из Азербайджанской ССР
Мариам Авагян
Когда я рассказала свою историю американскому арменоведу, он сказал: “получается, история повторяется снова и снова”.
Председатель земляческого союза «Нахиджеван»
Левон Степанян
Я родился в селе под названием Ленинабад Нахиджевана, где родились 5 моих братьев.
4 августа, 1992 г.
Владимир Мовсисян
Начальник Государственного управления по вопросам беженцев
Сводка
Многие из них были полуголые, раненные, их ограбили, избили, обесчестили. В ходе массовых депортаций сотни армян стали жертвами геноцида, невинных и беззащитных стариков, женщин и детей мучали и подвергали страшным физическим и моральным пыткам.
Вилен Габриелян, депутат НС РА
В Баку у нас был не один дом, у нас их было несколько в старом армянском квартале и на центральном проспекте Баку. Процесс нашего переселения фактически начался после сумгаитских погромов.
Архивный документ
Юрий Авагян, Сумгаит
Судебно-медицинская экспертиза установила причину смерти: их расчленили и сожгли.
Этих людей с разными адресами, историями и более 100 тысяч граждан, перебравшихся в Армению из Нагорного Карабаха, объединяет страх быть убитыми, потерять свои дома и получить статус вынужденных переселенцев.
По официальным данным, только в 1988-1992 годах из Азербайджана было насильственно перемещено более полумиллиона армян. Однако экспертные исследования подтверждают, что насильственно перемещенных было более 800 000. И это при том, что перемещение населения началось гораздо раньше 1988 года.
Мариам Авагян приводит пример своей семьи. Они сбежали из села Бананц в 1971 году, когда отцу - водителю грузовика – удалось спастись.
Координатор съезда беженцев из Азербайджанской ССР
Мариам Авагян
Мой отец поместил нас в грузовик 16 ноября 1971 года. Все произошло незапланированно. Большая часть имущества осталась в нашем двухэтажном доме. Мы оказались перед одной из хижин Норк-Мараша.
В те годы турки в их селе не жили, были армяне, которые хотели воздвигнуть памятник, посвящённый погибшим в Великой Отечественной войне армянам, но за 3 дня до открытия – ночью- азербайджанцы разгромили памятник. Потом выяснилось, что они составили список сельских активистов, чтобы отомстить. Тогда 300 семей покинули Бананц. И если до 1988 года создавались соответствующие условия, чтобы армяне были вынуждены уйти, то в 88-м году они уже действовали открыто.
Координатор съезда беженцев из Азербайджанской ССР
Мариам Авагян
В 1988 году, когда в армянском квартале Гандзака был создан комитет самообороны и была попытка сотрудничать с советскими силами, армянам сказали - вы должны покинуть Кировабад, уйти из Гандзака, мы не можем защитить вас, у нас нет для вас оружия.
Там была моя тетя с семьей и рассказывала - турки входили в дома армян и прямо угрожали, чтоб они даже свои подушки не смели забирать, чтоб все оставляли и уходили.
Председатель земляческого союза «Нахиджеван»
Левон Степанян
Я посещал армянскую школу в нашем селе. Под одной крышей было два отдела: армянский и азербайджанский – с первого по десятый классы. Пока я дошел до 6-ого класса, армянских классов уже не осталось. Армяне покинули село.
Формула <<покинуть собственный дом, чтобы спастись>> была реализована еще раньше - в Нахиджеване.
Гаяне Оганнисян, научный сотрудник отдела по исследованию репрессий против армян Арцаха, Нахиджевана, Азербайджана Музея-института Геноцида армян
Например, если в 1917 году в Нахиджеване проживало более 54 тысяч армян, то по данным первой Всесоюзной переписи населения, в 1926 году там проживало всего 11 тысяч армян, это 11 процентов от общего числа.
После установления советской власти армяне хотели вернуться в свои дома, однако...
Гаяне Оганнисян, научный сотрудник исследовательского отдела по репрессиям против армян Арцаха, Нахиджевана, Азербайджана Музея-института Геноцида армян
Правительство Азербайджана не разрешило армянам Нахиджевана вернуться в прежние места проживания, объясняя это тем, что земли разделены и свободных территорий нет. В дальнейшем, оставшиеся в Нахиджеване в советский период армяне подвергались притеснениям на национальной, политической, экономической и культурной почве, в результате чего на этих территориях практически не осталось армян.
Левон Степанян впервые ощутил на себе эти репрессии в 14 лет, в те дни была 50-я годовщина Геноцида армян:
Председатель земляческого союза «Нахиджеван»
Левон Степанян
На домах почти всех армян была вывешена надпись, что 24-го апреля их зарежут. Впервые я услышал жестокую историю нашего народа от матери, когда мне было 14, она раскрыла мне глаза.
Левон Степанян рассказывает - несмотря на то, что в Нахиджеване в отношении людей прямое насилие было применено в 1988-89 гг., большая часть армян ушла еще до этого.
Председатель земляческого союза «Нахиджеван»
Левон Степанян
Многие уже думали, что девочкам там не место. Армянских девочек 15и-16и лет похищали.
Вилен Габриелян, депутат НС РА
После Сумгаита настроения в Баку начали меняться, и бакинские армяне поняли, что Сумгаитом не закончится.
Депутату Национального собрания Вилену Габриеляну во время насильственной депортации из Баку было 5 лет, он мало что помнит, о тяжелых воспоминаниях дома говорили мало:
Вилен Габриелян, депутат НС РА
Любой человек, проживающий в одном месте десятки лет и вынужденный срочно уехать, оказывается в тревожной ситуации и делает все, чтобы спасти свою жизнь.
Сначала, в 1988 году, из дома увезли маленьких детей, у них еще была надежда, они не хотели разлучаться с домом.
Вилен Габриелян, депутат НС РА
Моей маме вместе с дедушкой удалось выбраться оттуда предпоследним или последним самолетом.
Никто из них так и не получил компенсации от Азербайджана. Об этом свидетельствуют и архивные документы. В 1992 году руководитель отдела по вопросам беженцев представляет ситуацию, сложившуюся в результате вынужденного перемещения.
4 августа, 1992 г.
Владимир Мовсисян
Глава Государственного департамента по вопросам беженцев
До сих пор ни один из насильственно депортированных не получил компенсацию за оставленные в Азербайджане дома и имущество, вклады сберегательных банков, суммы государственного и личного страхования, в то время как правительство Армении выплатило 70 млн рублей компенсации 107.000 азербайджанцам, уехавшим из Армении.
Ни один азербайджанец не покинул Армению без обмена или продажи дома, Министерство юстиции и Национальный архив Армении провели совместное исследование.
Советник министра юстиции Армении
Артём Суджян
В общем речь идет о более чем 12 000 квартир. Если принять во внимание, что азербайджанские семьи, в отличие от армянских, были большие, то речь идет примерно о 50 тысячах человек. Когда они покинули Армению, то получили похожие квартиры в Азербайджане.
Однако о равнозначности этого обмена говорить не приходится: в обмен на 2-комнатную квартиру площадью 33 квадратных метра в Ереване они взяли 4-комнатную квартиру площадью 60 квадратных метров в Баку. Это один из лучших случаев обмена.
Координатор съезда беженцев из Азербайджанской ССР
Мариам Авагян
Есть азербайджанцы, которые обменяли один дом с несколькими людьми. Фактически, поехали в Баку хозяевами нескольких домов, а армяне приехали, например, в Арарат и увидели, что на одну хижину претендуют несколько семей.
Даже циркулирующий в Азербайджане сегодня тезис о требовании компенсаций является одним из ложных тезисов азербайджанской историографии. Завышенное число азербайджанцев, покинувших Нагорный Карабах, также историографическая ложь. По данным первой советской переписи 1926 года, в Нагорном Карабахе проживало 125 300 человек, 111 694 из которых - армяне.
В последующие десятилетия они пытались изменить эту цифры.
Гаяне Оганнесян, научный сотрудник исследовательского отдела по репрессиям против армян Арцаха, Нахиджевана, Азербайджана Музея-института Геноцида армян
Сокращение территории автономной области, аннексия армянских населенных пунктов к азербайджанским общинам, и целевая демографическая политика 70-х годов.
Особенно ярко это проявилось в годы правления Гейдара Алиева, когда он разрешил открыть в Нагорно-Карабахской автономной области университет, но с азербайджанским отделом - для обеспечения притока азербайджанских студентов в Степанакерт.
Гаяне Оганнесян, научный сотрудник исследовательского отдела по репрессиям против армян Арцаха, Нахиджевана, Азербайджана Музея-института Геноцида армян
Аналогичным образом в Нагорном Карабахе открывается обувная фабрика. Одной из целей было отправить рабочих из соседних районов Азербайджана в Нагорный Карабах и увеличить число азербайджанцев. В 1970-1979 годах численность азербайджанцев в Нагорном Карабахе увеличилась на 16 тысяч.
Так, по данным первой переписи населения Советского Союза в Нагорно-Карабахской автономной области, проведенной в 1926 году, там проживало 125 тысяч человек, 111 694 из которых армяне, а 12 592 - азербайджанцы. В 1979 году в Нагорном Карабахе проживало 162 181 человек, 123 076 из них армяне, а 37 264 - азербайджанцы.
Последняя советская перепись в Нагорно-Карабахской автономной области проводилась в 1989 году, когда большое количество армян уже покинуло эти территории, например, Шуши. Согласно этой переписи, в Нагорном Карабахе проживало 189 тысяч человек, 145 тысяч - армяне, и 40 тысяч - азербайджанцы.
А на вопрос - почему и как азербайджанцы покинули НКАО, Мариам Авагян отвечает вопросом.
Координатор съезда беженцев из Азербайджанской ССР
Мариам Авагян
Есть много свидетелей, в том числе международные журналисты, которые подтверждают, что в 1992 году Нагорно-Карабахская Автономная Область была в полной блокаде. Очистив Сумгаит, Гандзак от армян, Азербайджан нацелился на НКАО. 40 тысяч азербайджанцев должны были сидеть и ждать, как их будут бомбить соотечественники. Они ушли добровольно, они могли остаться рядом с армянами, разделить их тяжелую судьбу. Однако решили уйти. О каком беженстве может идти речь?
А в 7 районах проживало максимум 350 000 азербайджанцев, которые в те годы были вовлечены в военные действия против НКАО, продолжает Мариам Авагян.
Однако число азербайджанцев, не достигающее даже 400.000, выросло до 1 млн не только в азербайджанском, но и российском медиапространстве.
Степа Сафарян
Политолог
Журналист российского государственного СМИ тиражирует и распространяет азербайджанские версии о беженцах, ложные цифры, рассказывает душераздирающую историю. Это, по сути, проявление политики российской стороны по нагнетанию напряженности в армяно-российских отношениях.
Лайф из российского репортажа
Журналист телеканала «Россия 1» показывает архивные кадры, что азербайджанцы якобы в спешке покинули Нагорный Карабах, а затем перечисляет названия сел, куда сейчас возвращаются азербайджанцы. Под азербайджанским названием упоминается также Шуши – в каюестве историко-культурного центра региона.
Степа Сафарян
Политолог
Думаю, это вовсе не совпадение. Meduza и The Insider раскрыли, что российским пропагандистским компаниям и журналистам была предоставлена определенная методичка, как освещать армяно-азербайджанскую тему. Время от времени эти тезисы взрываются либо устами представителя МИД Марии Захаровой, либо российских пропагандистов.
По словам экспертов, занимающихся сбором фактов о беженцах, несмотря на большое количество задокументированных, архивных материалов и горьких воспоминаний, в международных структурах зарегистрированных армянских беженцев нет.
Координатор съезда беженцев из Азербайджанской ССР
Мариам Авагян
Как так получилось, что Азербайджан регистрирует 600 тысяч беженцев в ООН, а наши власти за 30 лет не зарегистрировали в ООН ни одного армянского беженца - ни Сумгаита, ни Мараги, ни Баку, ни Гандзака, ни Нахиджевана, ни Гардманка, ни Мирбашира. Как так получилось?
Председатель земляческого союза «Нахиджеван»
Левон Степанян
У нас нет беженцев, зарегистрированных в ООН. А у Азербайджана есть. Мы предоставили компенсацию еще во времена Советской Армении, а Азербайджан нет. Азербайджан требует от нас компенсации за какие-то памятники культуры, но они уничтожили 27 тысяч памятников культуры на территории Нахиджевана. 27 тысяч. На территории Нахиджевана сегодня почти не осталось армянского следа.