Премьер-министр Армении Никол Пашинян дал интервью телеканалу Euronews. Ниже приводим перевод стенограммы:
Вопрос: Поговорим о ситуации на земле. Вы упомянули Лачинский коридор. Международный суд ООН, Европейский суд по правам человека, США, ЕС требовали гарантий свободного передвижения по Лачинскому коридору. Что происходит в контексте Лачинского коридора, который является решающими воротами для народа Нагорного Карабаха?
Премьер-министр Никол Пашинян: Прежде всего, я хотел бы отделить решение Международного суда ООН от других перечисленных Вами факторов, потому что решение Международного суда ООН имеет обязательную юридическую силу, то есть это высшая международная судебная инстанция, решения которой имеют высшую юридическую силу, и этот Суд на основании иска Армении 22 февраля с.г. принял решение о том, что Азербайджан должен принять все возможные меры для обеспечения двустороннего движения транспортных средств, товаров и граждан через Лачинский коридор, и 6 июля это решение было еще раз подтверждено.
Это также очень важно с точки зрения логики международного правопорядка, поскольку решение высшей судебной инстанции международного права не выполняется. В целом, с точки зрения права и законности, думаю, это плохой месседж в глобальном масштабе и пища для размышлений для международного сообщества, по крайней мере, мы будем работать над тем, чтобы поднимать этот вопрос в международных инстанциях.
Что происходит в Нагорном Карабахе? В Нагорном Карабахе гуманитарный кризис. Что означает гуманитарный кризис? Продовольствие в Нагорный Карабах вообще не поставляется, внешних поставок продовольствия нет, нет предметов первой необходимости, нет детского питания, нет лекарств, нет предметов гигиены, других предметов первой необходимости, поставки природного газа в Нагорный Карабах перекрыты Азербайджаном, подача электроэнергии в Нагорный Карабах перекрыта Азербайджаном, подача топлива перекрыта Азербайджаном. И в этом смысле перед нами стоит реальная угроза голода, проблем со здоровьем и так далее, и тому подобное.
Вопрос: Азербайджан постоянно отрицает, что они делают это. Они утверждают, что дорога Агдама доступна.
Премьер-министр Никол Пашинян: Смотрите, я не знаю, о чем Вы говорите, потому что я говорю о том документе, который я подписал, который имеет статус международного документа. Там очень четко прописано, что Лачинский коридор, находящийся под контролем российских миротворцев и представляющий собой не просто дорогу, а участок шириной 5 км, должен находиться вне контроля Азербайджана и должен обеспечивать связь между Нагорным Карабахом и Арменией.
В принципе, извините, я скажу что-то немного абсурдное, но дорога с луны в Нагорный Карабах тоже открыта, там пропускных пунктов нет, но я не могу говорить про неизвестные мне институции: что это за дорога? С Марса, с луны? Я говорю о том, что является документированным понятием. Сейчас эта дорога закрыта, если кто-то сомневается, то может прямо сейчас попытаться проехать в Нагорный Карабах.
Кстати, вчера уже Международный комитет Красного Креста заявил, что из-за блокирования Лачинского коридора у него нет возможности доставлять гуманитарную помощь в Нагорный Карабах. Что это значит? Это значит: во-первых, Международный комитет Красного Креста официально заявляет о необходимости доставить гуманитарную помощь в Нагорный Карабах, иначе бы он не заявлял, что не может доставить помощь; во-вторых, он фиксирует, что не может сделать это; и, в-третьих, не может сделать это из-за блокады Лачинского коридора. За этим последовала, если не ошибаюсь, реакция международной организации “Freedom House” с призывом обеспечить доступ гуманитарных грузов в Нагорный Карабах.
Вчера правительство Армении приняло решение, и сегодня в Нагорный Карабах направляется 400 тонн гуманитарного груза. Посмотрим, дойдет ли эта помощь до Нагорного Карабаха или нет. Т.е. согласно Трехстороннему заявлению и решению Международного суда, гуманитарная помощь должна доехать до места назначения. Сейчас мы увидим, произойдет это или нет.
Возвращаясь к гуманитарному кризису, скажу следующее: конечно, в Нагорном Карабахе, особенно в этот сезон, проводятся определенные сельскохозяйственные работы, но военные Азербайджана стреляют в выполняющих сельскохозяйственные работы лиц и в сельскохозяйственную технику. После 2020 года у нас был случай, когда тракторист был убит азербайджанским снайпером при выполнении сельскохозяйственных работ. Но сейчас даже тракторы не работают, потому что нет топлива. И из-за отсутствия топлива люди не могут собрать урожай, если каким-то чудом они соберут, скажем, например, зерно, то невозможно доставить этот урожай на мукомольные заводы из-за отсутствия топлива, если каким-то чудом и получат муку, опять же из-за отсутствия топлива нет возможности доставить муку в хлебопекарные цеха, если каким-то чудом доставят муку, из-за отсутствия электричества, газа невозможно производить хлеб в производстводственных объемах, если каким-то образом возможно производить хоть какой-то объем хлеба, снова из-за отсутствия транспорта, доставить этот хлеб в магазины сложно или невозможно. Если есть возможность доставить до магазина, общественный и частный транспорт не работает опять же из-за отсутствия топлива, чтобы люди могли пойти и купить этот хлеб в магазине. Если им каким-то образом удается добраться до магазина, то из-за этой блокады все предприятия закрылись, все потеряли работу, и у людей нет доходов, чтобы купить хлеб в магазине. Если каким-то чудом у них есть необходимый доход, чтобы купить хлеб, очереди такие длинные, а товара так мало, что даже если каким-то чудом они доберутся до этого магазина, то товар, которого очень мало и который чередой каких-то чудес дошел до магазина, товар может просто не достаться им.
И так по той же логике и с другими товарами, например, с детским питанием. Представьте себе молодых мам, не имеющих возможности кормить своих детей детским питанием. При том, многие из них, возможно, с самого начала не кормили своих детей естественным путем, а начали кормить их детским питанием, и в один день детское питание просто исчезло.