Переговоры о подписании Трехстороннего заявления начались 6-ого ноября. Об этом в комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
"Я согласился начать переговоры по этой теме по сути с условием, что в тексте не будет каких-либо положений, касающихся Шуши и коридора через территорию Армении, как и предложив сдать Агдамский район в обмен на Гадрутский район, который уже контролировался Азербайджаном. Я понимал, что мы достигли решающей точки, если у нас получается защитить Шуши, это поворотный момент, если не защищаем - тоже поворотный момент.
Несмотря на то, что еще 8-ого числа мне докладывали, что часть Шуши находится под нашим контролем, я понимал, что полностью вернуть Шуши мы больше не можем. Президент НК сообщал об уязвимости Степанакерта и была вероятность, что захватив Шуши азербайджанцы начнут атаку на Степанакерт со стороны села Шош, продолжив оттуда продвижение на Аскеран и оттуда уже ударят с тыла по подразделениям Армии обороны и зайдут на участок Атерк-Сотк.
Переговоры шли при посредничестве президента РФ. 8 -ого и 9-ого ноября 2020-ого года состоялось около 20 телефонных разговоров с Путиным.
В ходе 44-дневной войны около 60-и разговоров. Азербайджан не принял предложение «Агдам на Гадрут». В конце концов мы пришли к тексту, в котором ничего не говорилось о Шуши и о создании коридора на территории Армении, говорилось о прекращении военных действий, возврате 7-и районов, создании Лачинского коридора, размещении РМК в НК и Лачинском коридоре.
Утром 9-ого ноября я подписал данный текст. Обратите внимание, не в ночь с 9-ого на 10-е, а утром 9-ого ноября. Тем не менее выяснилось, что Азербайджан не подписывает данный текст и предъявляет ряд новых требований. Кульминацией стал вечер 9-ого ноября, когда выяснилось, что Азербайджан выдвигает дополнения к тексту. Это означало, что подписанный мною утром текст больше не в силе. Но когда президент РФ сказал, что Азербайджан хочет внести в текст пункт об «анклавах в Тавушской области», я сказал, что подписание мною такого документа исключено.
Было официально зафиксировано, что мы не подписываем документ. Через некоторое время стало известно, что достигнуто соглашение снять этот пункт из документа. Параллельно, ближе к полуночи, стали поступать сообщения об активизации боевых действий и о том, что в небе Степанакерта множественное число БПЛА.
В итоге, после долгих обсуждений, я подписал тот документ, который все вы знаете, который, конечно, был хуже чем подписанный утром, но лучше чем предлагаемые другие варианты, один из которых предполагал Мегринский коридор, другой содержал пункт о « возвращении анклавов в Тавушской области»", - отметил Пашинян.