Нидерландский институт международных отношений «Clingendael» опубликовал отчет «ЕС на Южном Кавказе»:
▪️Враждебные отношения и вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном занимают центральное место в региональной динамике, при этом Турция пытается использовать свои прочные связи с Азербайджаном для увеличения своего присутствия в регионе, а также предварительно изучает возможность скромной «нормализации» отношений с Арменией
▪️Россия все чаще не выполняет своих обязательств в области безопасности перед Арменией и отдает приоритет хорошим отношениям с Азербайджаном.
▪️Иран и Россия все больше выстраивают прагматичное партнерство в сфере безопасности, основанное на общем антагонизме по отношению к Западу.
▪️Южный Кавказ также импортирует геополитическую напряженность из двух других регионов: Ближнего Востока и Южной Азии. Израиль выстраивает отношения с Азербайджаном для сдерживания Ирана, напряженность между Баку и Тегераном нарастает.
▪️Армения в поисках альтернатив своей зависимости от российских вооружений все больше обращается к Индии, в то время как Азербайджан поддерживает прочные отношения с региональным соперником Индии Пакистаном.
▪️Китай, который традиционно оставался политически в стороне от Южного Кавказа, все больше заинтересован в использовании «Среднего коридора» через Азербайджан и Грузию в Европу, чтобы обойти как сухопутный путь через Россию, так и более длинный морской путь.
▪️Если ЕС хочет заявить о себе как о «геополитическом акторе», он должен сначала четко решить, в чем на самом деле состоят его ключевые интересы на Южном Кавказе: экспортировать европейские ценности в области надлежащего управления, демократии и прав человека; способствовать стабильности и безопасности; расширять экономические отношения, защищать энергетические и торговые интересы и сдерживать российское влияние.
▪️Проблема заключается в том, что ЕС изо всех сил пытается найти общую стратегию в применении этих иногда противоречащих друг другу политических целей и, похоже, вовлечен в краткосрочный и спонтанный образ действий. Чтобы обеспечить успех вложений финансового и политического капитала, ЕС должен разработать и реализовать более целостное и стратегическое видение как для региона, так и для своих отношений с отдельными странами.
▪️Возможно, самой сложной и громкой возможностью для ЕС усилить свое региональное влияние является содействие заключению мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном.
▪️ Москва активно пытается отстранить ЕС от процесса, но ее авторитет как поставщика безопасности в Армении уменьшился.
▪️ЕС близок к заключению всеобъемлющего мирного соглашения, но все еще сталкивается с несколькими препятствиями. Первый и самый сложный из них касается будущего Нагорного Карабаха. Номинально исключая этот вопрос из двустороннего мирного договора, ЕС не должен закрывать глаза на судьбу этнических армян. ЕС должен оказать давление на Баку, чтобы был создан механизм, находящийся под международным контролем, который реально гарантирует безопасность армян и права человека. Второй момент - это установление транспортного сообщения между Азербайджаном и его эксклавом Нахиджеваном, которое вызывает опасения по поводу безопасности в Армении. Таким образом, это связано с демаркацией самой армяно-азербайджанской государственной границы и, в частности, с выводом азербайджанских войск с суверенной территории Армении.
▪️ЕС должен сдерживать дальнейшие попытки Азербайджана силой навязать свою волю Армении.
▪️У ЕС мало возможностей заменить Россию в качестве игрока в области безопасности и экономики в Армении. Несмотря на глубокое разочарование армян в России, Кремль крепко держит Армению, используя свое превосходство в сферах безопасности, энергетики и СМИ. Неравноправное партнерство России с Арменией все больше превращается в смирительную рубашку. ЕС должен управлять ожиданиями Армении относительно «быстрого решения» и одновременно играть долгую игру, используя структуру CEPA.