Мы готовы к процессу демаркации и делимитации границ, но в условиях ежедневных нарушений режима прекращения огня очень сложно достичь результата, заявил премьер-министр Никол Пашинян в интервью Петросу Казаряну, комментируя есть ли конкретные договорённости вокруг вопроса демаркацию и делимитацию границ.
Премьер-министр Никол Пашинян - Мы четко сказали, что процесс демаркации, делимитации, процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, процесс открытия региональных коммуникаций четко отделены друг от друга. Это наша позиция и, по сути, та констатация, которую мы сделали.
Что касается темы демаркации и делимитации границ, мы не только готовы, но и считаем необходимым демаркацию и делимитацию границ. Но, с другой стороны, мы говорим, что очень трудно представить процесс демаркации и делимитации на границе, где каждый день происходят нарушения режима прекращения огня.
Сейчас можем сказать, что случаи нарушения режима прекращения огня достаточно низки в среднем, но мы должны констатировать, что режим нарушается практически каждый день. Знаете, после 9 ноября у нас, наверное, было 5-6 дней, когда не было зафиксировано ни одного случая нарушения режима прекращения огня. Представляете, в течение года всего 5-6 дней. В Арцахе режим прекращения огня нарушается также часто.
Следовательно, очень трудно представить процесс делимитации и демаркации на той границе, где каждый день происходят выстрелы. Мы считаем это важным, чтобы обеспечить условия для демаркации и делимитации. А о необходимости обеспечения этих условий мы ранее несколько раз говорили. Хочу отметить, что в программе правительства также подчеркнута эта необходимость. И, да, мы считаем важным и необходимым. Но на данный момент, в условиях ежедневных нарушений режима прекращения огня, очень сложно чего-либо достичь, хотя мы продолжаем консультации в этом направлении. На ваш вопрос, есть ли конкретные договоренности, должен ответить, что, к сожалению, нет.
Петрос Казарян - А у нас есть представление о том, о каких картах будет речь, есть ли у нас эти карты?
Премьер-министр - Мы должны понять, что имеем в виду под картой. Потому что наши наблюдения показывают, что это перепечатанные карты.
Важны правовые основы, на каких правовых основаниях имели место делимитация и демаркация между Советской Арменией и Советским Азербайджаном.
Должен подчеркнуть также, что, да, все эти перепечатанные карты не идентичны. Почему? Потому что во времена Советского Союза была такая традиция, скажем, к примеру, в связи с каким-то юбилеем Коммунистической партии братские республики дарили друг другу территории. При этом это было сделано на местном уровне, скажем, такой-то район дарит столько гектаров пастбищ. Наше предварительное исследование показывает, что это произошло в основном по принципу взаимности. И сейчас очень важно понять эти правовые основы. И под картой мы не имеем в виду просто чертёж на бумаге. Мы имеем в виду правовое обоснование этого, поскольку карта не имеет никакого значения без правового обоснования.
Петрос Казарян - Но если речь идет о так называемых административно-территориальных пожертвованиях, имевших место в Советском Союзе, то о какой правовой основе здесь может идти речь?
Никол Пашинян - Надо понять, на какой правовой основе все это происходило. Но, в целом, мы пришли к выводу, что все карты были созданы на правовых основаниях, которые были согласованы между Арменией и Азербайджаном в 1920-30 годах.
С практической точки зрения карты нам нужны, чтобы договоренности, указанные в тексте, отражались на бумаге. Это работа, которая должна быть сделана.