Несмотря на то, что переговорный процесс по политическому урегулированию карабахского конфликта внешне «мертв», следует подчеркнуть, что есть многочисленные намеки на то, что конфликт живет бурной закулисной жизнью, и сейчас стороны еще готовят возможность завтра воспринимать эти процессы как реальность. В частности, отнюдь не случайно, когда президент России Владимир Путин сказал президенту Азербайджана Алиеву, что компромиссы как бы болезненны, но необходимы для завершения конфликта. По сути, это был довольно прозрачный намек на то, что Баку должен отказаться от игры в победителя и вынужден считаться с реалиями, и что администрация Алиева не смогла скопировать стратегию Эрдогана. Речь идет о методе, когда Анкара делает, завершает какие-то действия, а потом вынуждает считаться уже с действительностью. Азербайджану это не только не удалось, но и, судя по всему, Баку в ближайшее время предстанет перед серьезнейшими проблемами.
В истоках проблем неспособность Баку воспринять, что «победоносная» война еще не окончена (кстати, в свое время та же ошибка совершила армянская сторона), и, несмотря на удовлетворяющие Баку результаты во второй Арцахской войне, ситуация может обернуться так, чтобы время начало работать во вред победившей стороне. А это стало очевидным, когда во время разговоров о проекте «Юг-Север» стал обходиться фактор Азербайджана, что крайне неожиданно для Баку, поскольку основной целью оккупации южных районов Арцаха было предложение программы в качестве площадки для этой инициативы. Второй тяжелый удар Азербайджан получил в мае, когда ворвался в Сюник с целью взять под удар вышеуказанную программу, однако, согласно муссируемым слухам, министр иностранных дел Ирана Зариф лично предупредил Алиева, что подобная авантюра может иметь для Баку крайне тяжелые последствия.
Третью пощечину Азербайджан получил уже от Брюсселя, когда Евросоюз объявил о предоставлении Армении в течение пяти лет помощи в размере 2,6 млрд. евро, особо подчеркнув необходимость реализации программ в Сюнике и намерение предоставить 600 млн. евро для южного участка магистрали «Север-Юг». Азербайджанский агитпроп отреагировал на это крайне болезненно, заявив, что ЕС нарушает принцип справедливости, но факт в том, что этот азербайджанский «плач» не о справедливости. Внимательно следящие за событиями уже замечают, что в Баку постепенно начинают понимать, что упускают из рук возможность иметь любой контроль над событиями, и если в ближайшее время ничего не произойдет, то единственным оставшимся от войны «достижением» останутся дислоцированные на территории Азербайджана российские и турецкие соединения и потеря субъектности Азербайджана.
Кстати, эта европейская программа для Азербайджана вдвойне болезненна, поскольку практически невозможно предположить, что Брюссель в данном случае действовал, не согласовав программу с Россией. Достаточно ярким доказательством этого является то, что сегодня пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопросы СМИ, подчеркнул, что, если страны Евросоюза при их посредничестве могут быть полезны в урегулировании карабахского конфликта, Москва будет только приветствовать это. Это было довольно ожидаемо, поскольку сохранение мира в Арцахе и на границах Армении является для России вопросом чести, учитывая, что война прекратилась именно при посредничестве Москвы. Однако надо быть объективным и признать, что возможности России не безграничны, и сейчас у России есть задача защитить свои интересы не только здесь, но и в Центральной Азии, Сирии и в Украине. И Кремль, головой заходя в центральноазиатские, ближневосточные и восточноевропейские пучки, решил разделить ответственность за эту часть Южного Кавказа, но не с Турцией, как многим казалось и в Анкаре, и в Баку, а с Западом. Это довольно логичный шаг, поскольку Россия четко знает, что сближение с Турцией носит временный характер и направлено только и исключительно против НАТО, в том случае, если Турции удастся «завоевать» Южный Кавказ и Центральную Азию, Россия будет иметь гораздо более серьезные проблемы, чем в случае открытия перед Западом «блокпоста» в Южный Кавказ и Арцах.