В этом году Красный Крест увеличил финансирование своей миссии в Нагорном Карабахе в пять раз до 50 млн евро, в интервью «Известиям» заявил президент Международного комитета Красного Креста (МККК) Петер Маурер.
Президент организации также добавил, что МККК готов оказать содействие в обмене военнопленными между Баку и Ереваном, однако спор о статусе удерживаемых лиц Азербайджан и Армения должны решать сами.
— В ноябре прошлого года, по завершении конфликта в Карабахе, вы заявили, что планируете в четыре раза увеличить финансирование карабахского направления работы МККК, а также расширить штат сотрудников в регионе до 400–500 человек. Чем сейчас занимается Красный Крест в этом районе?
— У нас в данный момент бюджет примерно в четыре-пять раз больше, чем за все 27 лет до этого. Ранее наш бюджет составлял примерно 10–11 млн евро. А сейчас мы приближаемся к 50 млн евро и значительно увеличили свое присутствие в регионе. Мы помогаем перемещенным лицам, помогаем людям, которые возвращаются. Не менее важной остается работа, связанная с посещением заключенных с обеих сторон и участием в восстановлении связей с их семьями. Если возникнет необходимость и представятся возможности, мы, вероятно, продолжим наращивать свое присутствие здесь, но более медленными темпами, потому что очень трудно получить финансирование для этих операций.
— Вы сказали, что посетили задержанных с обеих сторон. Как в целом проходит сейчас процесс обмена военнопленными между Арменией и Азербайджаном?
— Прогресс достигнут, пленные возвращаются по домам. И в то же время всё еще ведутся споры о некоторых задержанных, считаются ли они военнопленными, какой у них статус и могут ли они вернуться. Мы продолжаем заниматься этими вопросами.
— В Азербайджане утверждают, что остающиеся у страны военнопленные — на самом деле диверсанты из Армении, готовившие провокации. Потому Азербайджан не спешит с их выдачей. Посещает ли Красный Крест этих задержанных?
— Да, Красный Крест имеет прямой доступ к задержанным. Правительство Азербайджана уведомило нас о том, что, как вы правильно сказали, возникли разногласия с армянской стороной по поводу статуса (задержанных). Эту проблему Баку и Ереван должны урегулировать между собой сами. Мы можем поделиться своим опытом, можем посоветовать что-то, но соответствующие правительства должны определить и сделать окончательную оценку статуса сами. Мы же находимся в контакте с обеими сторонами. И надеюсь, что в будущем удастся найти решение проблемы для всех удерживаемых лиц, которые находятся в Армении и Азербайджане.
— МККК посещал этих задержанных в Азербайджане. В каких условиях они там содержатся?
— Мы не даем публичную оценку этого. Мы посещаем, чтобы оценить условия содержания людей, но, как вы знаете, это конфиденциальный процесс для МККК. Мы взаимодействуем со всеми властями в регионе, чтобы сделать наши замечания соответствующим властям, и пока я не могу сказать больше.
— 23 июня вы встречались с главой МИД России Сергеем Лавровым. Что обсуждали?
— Мы обсудили большинство конфликтов, в которых в настоящий момент у нас совпадают интересы по гуманитарным вопросам. У нас очень тесное сотрудничество с министерством обороны РФ по Нагорному Карабаху, с российскими войсками и миротворцами, которые там дислоцированы. Мы очень тесно сотрудничаем с Россией по Сирии, восстановление тамошней инфраструктуры — также один из важных вопросов и для нас, и для России.