Пока армянское общество было сверхсосредоточено на внеочередных парламентских выборах, в соседнем Иране произошло событие, которое крайне важно не только для внутриполитической жизни ИРИ, но и для всего региона. И не только. Речь идет о президентских выборах в Иране, на которых, получив подавляющее большинство голосов, следующим президентом Ирана был избран председатель Верховного суда Сейед Эбрахим Раиси.
Сказать, что этот выбор был неожиданностью, мягко говоря, будет преувеличением. Проблема в том, что Раиси победил на выборах почти предопределенно, учитывая то обстоятельство, что Совет стражей отклонил регистрацию более или менее серьезных соперников для Раиси, основной представитель реформистского крыла - председатель ЦБ Абдолнасер Хемати - существенно уступал своему сопернику, вокруг которого, в числе прочего, за пять дней до выборов сплотилось и подавляющее большинство депутатов парламента. Пожалуй, именно этим обусловлено то обстоятельство, что участие избирателей в этих выборах было беспрецедентно низким.
Тем не менее, даже это не может бросить тень на важность произошедшего. В Иране вновь к власти пришло консервативное крыло, которое смотрит на события с несколько иной точки зрения и более ревностно относится к роли и значению Ирана.
Если попытаемся понять, к чему может привести пребывание нового президента в Иране, то, пожалуй, стоит вспомнить, что все принципиальные договоренности между Ираном и Арменией были достигнуты именно в тот период, когда в Тегеране у власти были президенты, представляющие консервативное крыло. Для того, чтобы не идти слишком далеко, можно лишь упомянуть, что в период президентства Махмуда Ахмадинежада была окончательно согласована и реализована программа строительства газопровода Иран-Армения, которая, правда, изначально была предусмотрена в качестве транзита иранского газа, однако в последний момент официальный Ереван отказался от этой версии, в результате чего диаметр газопровода вместо предусмотренных 1400 мм составил 750 мм.
Что касается крупных игроков нашего региона, то хотя бы Азербайджан и Израиль имеют повод для напряженности. В случае с Израилем все более чем просто. Иранские консерваторы традиционно придерживаются гораздо более жесткой позиции по отношению к Тель-Авиву, а если учесть, что недавно из игры «был снят» один из израильских политических баз соколов - Биньямин Нетаньяху, то ясно, что Израиль ждут достаточно напряженные годы.
Что касается Азербайджана, то Баку также должен иметь повод для серьезного размышления. Во-первых, если отношения Иран-Армения приобретут новое качество, то Азербайджан столкнется с серьезными региональными вызовами, в том числе, выбыв из возможности участия в программе транспортного коридора «Юг-Север». Кроме того, Азербайджан либо должен умерить риторику, хотя бы на время забывая словосочетание «Южный Азербайджан», либо должен быть готов к тому, что Тегеран может, наконец, серьезно отнестись к своему «внезапному» соседу и прибегнуть к неожиданным жестким действиям.