Саммит НАТО (14 июня 2021 г.) был весьма интересным. Фактически, Запад попытался наметить стратегию, которая предопределит грядущие мировые события.
Во-первых, нельзя не заметить, что президент США Джо Байден «явился с повинной». Во время президентства Трампа отношения между Соединенными Штатами и европейскими союзниками значительно ухудшились. В частности, речь идет о ядерной программе Ирана, когда Трамп, без всяких на то оснований, отказался от шестистороннего соглашения, ввел новый, «жирный» пакет санкций против Тегерана, что не только вызвало недоумение европейцев, но также привело к восстанию. В начале прошлого года в Европе начали обсуждать необходимость установления торговых отношений с Ираном и создания новой платежной системы, чтобы обойти санкции США. Правда, этому помешала пандемия, затем «крах» Трампа на выборах, который уступил место Байдену.
Тем не менее, несмотря на недостаточный объем информации, можно предположить, что лидеры государств-членов НАТО смогли прийти к общему мнению по двум направлениям. Один из них - Китай, экономическая и политическая конкуренция с которым стала первоочередным вопросом как в рамках G7, так и НАТО. Второе направление - Россия. Следует отметить, что Турция никоим образом не хочет отказываться от приобретения С-400. Правда, несколько дней назад Анкара намекнула, что может, в частности, сделать шаг навстречу Вашингтону. Суть предложения состоит в следующем: Турция продолжает использовать С-400, но в Россию возвращается обслуживающий ЗРК российский персонал.
Следует отметить, что это очередная попытка Эрдогана схитрить, так как создается впечатление, что Анкара готова пойти на уступки. Фактически, президент Турции понимает, что он достиг точки, где он может столкнуться с санкциями Запада, в частности, санкциями США, что станет двойным ударом по Эрдогану. С одной стороны, Турция уже находится в серьезном экономическом кризисе, и любые санкции могут сломать и без того хрупкий хребет турецкой экономики. С другой стороны, у Эрдогана есть личные причины маневрировать, поскольку он понимает, что без политической и экономической поддержки Запада его победа на президентских выборах 2023 года может оказаться под вопросом. И Запад, скорее всего, воспользуется этим козырем, чтобы показать, какое место ему отведено среди «равных».