Корреспондент «Лурер» Сюзи Мурадян побеседовала с профессором Кларкского университета США, турецким историком, геноцидологом Танером Акчамом.
- Господин Акчам, Вы десятки лет пишете научные труды о Геноциде армян, чтобы мир узнал и признал величайшее преступление против человечества 20 века. Несколько месяцев назад один из крупных держав – США, признала Геноцид армян. По-вашему, какие последствия это признание будет иметь особенно для Турции?
- Думаю, что первым последствием является изоляция Турции. Это был последний удар, поскольку Анкара потеряла свою самую важную стратегическую поддержку. Своей политикой отрицания Турция сейчас на том же уровне, что и Северная Корея. Признание Соединенными Штатами Геноцида армян заставит Турцию задуматься над вопросом. Второй важный результат этого решения - возможное судебное преследование здесь, в Америке.
Признание Геноцида со стороны Америки очень отличается от признания других европейских стран. Например, Франция, Германия могут признать, и ничего не произойдет, однако в случае с Соединенными Штатами ситуация иная из-за правовой системы страны. Теперь потомки жертв начнут повсеместные правовые процессы в отношении Турции, что, возможно, станет большой головной болью для Анкары. Думаю, скоро в Соединенных Штатах мы станем свидетелями правовой борьбы.
- Г-н Акчам, в 2000-2010 годах в Турции, в частности, интеллигенция чаще говорила о необходимости признания Геноцида армян. Однако в последнем десятилетии этот процесс относительно пассивный. По Вашему мнению, чем это обусловлено?
- 2016 год был важным и переломным для Турции. Посредством переворота Эрдогана пытались отстранить от власти, но он провалился. И именно после 2016 года Эрдоган установил диктаторский режим в стране. Следовательно, в стране, где даже нет свободы слова, ты не можешь говорить об исторических ошибках, в данном случае - о Геноциде армян. Турецкие тюрьмы заполнены сотнями журналистов, нет действующей системы правосудия, и приказывает только один человек. Думаю, без демократизации в ближайшие годы у нас будет та же картина. Люди боятся. Я это полностью понимаю. Люди боятся не только давления властей страны. Приведу еще один пример. Недавно около 100 представителей курдской интеллигенции потребовали представить доказательства одного из моих заявлений, в котором я говорю о случаях насилия в отношении армянских женщин со стороны курдов в XIX веке, к которому, кстати, присоединились и представители турецкой интеллигенции. Эти кампании ненависти, направленные против интеллигенции, ученых, просто невыносимы. Почему человек называется ученым, если не должен быть в состоянии высказаться и изучать такие темы? Давайте сравним случай Польши. В этой стране также организуются подобные кампании против ученых, которые просто возражают, утверждая, что не только фашисты убивали евреев в Польше, но и сами поляки. Конечно, они поддержали и спасли жизни, но также воспользовались случаем. Думаю, именно вследствие этого давления затруднилась реализация в Турции обсуждений на тему Геноцида армян. Кроме того, общественность еще не готова открыто говорить об этой проблеме.
- Вы отметили, что в Турции этот вопрос закрыт. Тем не менее, в каком случае и когда мы сможем ожидать каких-либо положительных сдвигов со стороны самой Турции?
- Думаю, я должен повторить, что в ближайшем будущем не будет никакого признания со стороны Турции. Турция будет противостоять международному давлению, а также оппозиционерам своей страны. Я не жду каких-либо изменений в политике Анкары в отношении Армении, пока этой страной руководят одни и те же люди. Как я уже отметил, страна должна идти к демократизации, а для этого нужны новые руководители, новые условия, которые предполагают защиту прав человека, свободу слова. Вопрос признания Геноцида армян напрямую связан с этими факторами.
- Господин Акчам, много лет научной деятельности Вы посвятили теме Геноцида армян. У Вас много книг, из которых, например, книги «Позорные поступки», «Приказы об убийстве», сыграли большую роль в озвучивании темы и удостоились жесткой критики в Турции.
- Я неоднократно говорил, что основной причиной того, почему я начал изучать Геноцид армян, является большой интерес. Когда в 1988 году я начал работать ученым, моей первой научной темой были случаи преследования людей в Османской империи и современной Турции. Во время научных исследований я узнал о гамидских погромах. Я начал работать в этом направлении, даже не представляя, насколько это будет опасно. Но если я что-то начинаю, то не оставляюсь и не сдаюсь. После некоторого времени работы над этой темой, когда Турция начала нападки на меня, я понял, насколько важно иметь Турцию, где права человека защищены. В Турции встать лицом к лицу с историей -большая проблема. Именно поэтому я до сих пор продолжаю свою научную деятельность на эту тему.
- Господин Акчам, несколько месяцев назад вы опубликовали новую книгу под названием «Краткая история Геноцида армян». Какие новые книги ждать от Вас? Какие у Вас новые мысли и планы?
- В ближайшем будущем я должен собрать новые материалы и факты о случаях насилия в отношении армянских женщин в XIX веке. Очень хотела бы знать армянский и русский, поскольку на этих языках есть важные источники. Я продолжу работать с выпускниками университета, готовить молодых ученых, которые будут представлять свои научные труды. Кроме того, есть еще две крупные работы, которые еще предстоит разработать. Одна из них - о Джемаль-паше, которую я еще пишу, а другая - английская версия книги «Краткая история Геноцида армян». Вообще, на тему Геноцида у нас есть неописуемо хорошие книги, но у нас нет их английских сжатых вариантов. Я буду заниматься этим.