У геноцидов нет срока давности. Две прогрессивные европейские страны доказывают это на собственном примере. Несколько дней назад Макрон заявил, что Франция ответственна за геноцид 1994 года в Руанде. Буквально через день Германия официально объявила, что ее действия на территории другой африканской страны, Намибии, в начале ХХ века были геноцидом. Почему же Франция и Берлин решили пойти на такой шаг без какого-либо международного давления, объяснил Эммануэль Макрон.
Эммануэль Макрон - Франция обязана посмотреть в лицо истории и признать, что она причинила страдания руандскому народу, позволив себе долгое молчание на экзамене правды.
Примечательно, что Париж признал свою вину не в совершении геноцида, а в молчании. В 1994 году в Руанде было убито около 800 000 тутси. Причина - этническая принадлежность. Что касается племен гереро и нама Намибии, то речь идет о десятках тысяч жертв. События происходили в 1904–1908 годах, когда африканская страна была колонией Германии.
Заместитель директора Музея-института Геноцида армян Эдита Гзоян подчеркивает - Франция и Германия сумели столкнуться лицом к лицу с черными страницами своей истории, и это произошло не принудительно, а добровольно.
Эдита Гзоян - В случае с Холокостом, выплата компенсации была обязательной. Как проигравшая страна, Германия должна была это сделать. В данном случае каких-либо обязательств не было. Также у Намибии не было столько влияния, чтобы заставить Германию. Та же ситуация с Францией, которая не была прямым организатором геноцида.
Как эти два случая могут повлиять на процесс признания Геноцида армян? Германия и Намибия вели переговоры по этому вопросу долгие годы. Берлин выделит более чем миллиарда долларов на развитие африканской страны. Это важно как прецедент с точки зрения признания и компенсации геноцидов, отмечает эксперт Сурен Манукян и напоминает о доле вины Германии в Геноциде армян.
Сурен Манукян - Все эти примеры могут стать для нас весьма сильными аргументами в продвижении вопроса. Думаю, что пример Германии будет для нас полезным в том смысле, что Германия признала Геноцид Армян, кроме того, признала собственную вину.
Ожидать каких-либо шагов со стороны действующих властей Турции по признанию Геноцида армян – наивно, подчеркивает Эдита Гзоян, отмечая, что необходимо работать по направлению общественных настроений в Турции.
Эдита Гзоян - Искра, которая может привести к признанию Геноцида армян, находится в турецком обществе. Мы должны говорить о том, что крупные страны признают геноцид, а в Турции должны нас услышать. Это может привести к изменениям настроений. Турецкое общество должно понять, что признание Геноцида исходит из их интересов.
Многие годы Турция надеялась, что в какой-то момент вопрос признания Геноцида армян будет закрыт, но даже спустя столетие мир осуждает и требует признания Геноцида. После признания происшествий 1915 года Соединенными Штатами процесс фактически достиг своего апогея. Эксперты едины во мнении - Армении пора выработать единый подход в вопросе компенсации Геноцида.
Артур Хачатрян