Несмотря на то, что в Иране 18 июня проходят президентские выборы, из Тегерана намекают - кто бы ни сформировал правительство, в отношениях с Арменией существенных изменений не ожидается. Айк Навасардян побеседовал с Чрезвычайным и Полномочным послом Ирана в Армении Аббасом Бадахшаном Зохури и попытался выяснить, какую роль может сыграть Тегеран в вопросе урегулирования конфликта между двумя соседями.
- С 12 мая Вооруженные силы Азербайджана вторглись на суверенную территорию Армении и не покидают ее, 27 мая военнослужащих-контрактников ВС Армении похитили с территории Армении, официальный Баку представил их в качестве террористов, якобы пересекших границу Азербайджана. Как Вы оцениваете поведение одного соседа по отношению к другому соседу?
- Мы глубоко сожалеем, что в результате напряженности на границе страдают народы соседних стран. Надеюсь, что недавние события на границах двух стран как можно скорее получат решение мирным путем в соответствии с нормами международного права. Мы в рамках наших возможностей, посредством диалога и сотрудничества с сторонами, добиваемся решения этого вопроса. Ни одна из сторон конфликта не выиграет, если ситуация обострится.
- На этой неделе министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф на встрече с исполняющим обязанности премьер-министра Николом Пашиняном подчеркнул, что «международно признанные границы и территориальная целостность являются красной линией Тегерана». Что это значит?
- Как было подчеркнуто во время визита министра иностранных дел Мохаммада Джавада Зарифа, стабильность и безопасность региона, неизменность международных границ и установление мира между двумя соседними странами для нас однозначно важны. Опасные условия создадут возможность для вмешательства пагубных игроков. Мы выразили готовность и сделаем все, чтобы предотвратить опасный исход.
- В последнее время в результате провокационных действий Азербайджана возникли серьезные проблемы в приграничном с Ираном Сюнике. Глава Азербайджана постоянно говорит о «Зангезурском коридоре». Как Вы оцениваете ситуацию с точки зрения Ирана, и может ли Тегеран повлиять на урегулирование проблемы?
- Министр иностранных дел в ходе визита в Азербайджан и Республику Армения и встреч с должностными лицами двух стран затронул этот вопрос. Мы пытаемся приблизить позиции обеих сторон и обеспечить мирное урегулирование конфликта. Мы ожидаем, что другие активные страны в региональных вопросах также проявят активность в этом плане.
- Вновь активизировался вопрос запуска международного коридора Персидский залив-Черное море. Как Вы думаете, мы можем рассматривать это как процесс разблокирования региональных каналов после 44-дневной войны, или есть другие причины?
- Это две разные проблемы. Уже несколько лет обсуждается вопрос коридора Персидский залив-Черное море, и в него вовлечены несколько стран. Ведутся переговоры с Ираном, Арменией и другими странами, такими как Грузия, Греция и Болгария. Эти страны находятся на Черноморской стороне, и интересно, что другие страны, находящиеся на стороне Персидского залива, также проявили интерес к этому маршруту. Это очень важно, поскольку удобный транспортный путь между Ираном и Арменией может увеличить объем товарооборота Иран-Армения и создать возможность для Ирана и Армении выйти на многие рынки.
- Что должна сделать Армения в данном случае?
- Этот проект требует политической воли, финансирования и серьезного подхода. Мы рады, что правительство Армении подчеркивает важность коридора Север-Юг. Иран также заявил о готовности участвовать в проекте. У нас есть компании, которые смогут помочь в осуществлении инициативы. Следует отметить, что этот вопрос был также обсужден во время недавнего визита нашего министра дорог и градостроительства в Армению, и сейчас мы обмениваемся соответствующей информацией.
- Вы уже год являетесь Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в Армении. Хочу поговорить с Вами об армяно-иранских экономических и политических отношениях. Какие возможности Вы видите для развития двусторонних отношений?
- У нас насыщенная повестка сотрудничества. Между официальными лицами двух стран начались политические диалоги на высоком уровне, и мы намерены серьезно заняться этим вопросом. Нам необходимо работать также над проведением 17-го заседания межправительственной комиссии двух стран. Вниманию достоин рост торговых отношений между двумя странами. Обсуждаются вопросы продления соглашения об обмене газом/электроэнергией, увеличения объемов экспорта газа в Армению. Есть также важные моменты по развитию культурных, научных связей, а также сотрудничества в сфере туризма.
- В Армении и Иране почти одновременно пройдут выборы, 18 июня - президентские выборы в Иране, чего ждать от нового правительства, возможны ли содержательные изменения в армяно-иранских отношениях?
- Правительство осуществляет внешнюю политику и, конечно, участвует в процессе разработки политики. Поэтому, несмотря на смену президентов, основное направление внешней политики нашей страны кардинально не меняется.
Укрепление отношений с Арменией и другими соседями, а также усилия по поддержанию мира и безопасности вокруг страны чрезвычайно важны для правительства Ирана. Надеюсь, что формирование нового парламента и ослабление напряженности во внутриполитической жизни Армении придадут динамики отношениям двух стран.