О деструктивной политике Баку и ее последствиях Лилит Гаспарян побеседовала с докладчиком по Армении в Европейском парламенте Андреем Ковачевым.
Андрей Ковачев (депутат Европарламента, докладчик по Армении) - В парламенте прозвучало четкое требование - немедленно освободить всех военнопленных, граждан и всех людей, которые сейчас находятся в Азербайджане. Мы объективно отметили, что, если и в Армении есть удерживаемые лица, они также должны быть освобождены. Однако на данный момент доказательств по этому поводу нет. Мы требуем, чтобы все находящиеся в Азербайджане военнопленные были немедленно освобождены. Это основная цель резолюции. Как докладчик по вопросам Армении могу сказать, что вскоре будут опубликованы доклады об Армении и Азербайджане. Надеюсь, они будут опубликованы в ближайшие недели. После этого, надеюсь, мы затронем также другие проблемы, возникшие в ходе конфликта между двумя странами.
Лилит Гаспарян - Как вы представляете урегулирование карабахского конфликта в условиях усугубляющегося день ото дня армяноненавистничества со стороны Азербайджана, ярким примером чего является так называемый «парк трофеев»?
Андрей Ковачев - Это была одна из основных тем обсуждения в парламенте. В резолюции мы призвали немедленно закрыть этот отвратительный с моральной точки зрения «парк». Он не может способствовать примирению армян и азербайджанцев. Действительно, есть необходимость в примирении. Хотим мы этого или нет, такова география. Вы соседи и должны жить бок о бок. Подобная ненависть, образовательная политика, сеющая ненависть к соседу среди молодежи, никогда не дадут нынешним и будущим поколениям ничего хорошего. Поэтому мы призываем смириться, закрыть этот так называемый «парк», а также призываем обе страны исключить пропаганду ненависти к соседу из системы их образования.
Лилит Гаспарян - Армянское культурное наследие на глазах мира уничтожается Азербайджаном. Осознают ли Европарламент и ЕС глубину вопроса? Если да, то почему за пределами заявлений ничего не делается?
Андрей Ковачев - Вопрос защиты культурного наследия также включен в нашу резолюцию. Это вопрос, по которому мы должны сотрудничать с ЮНЕСКО, другими мировыми организациями, которые могут защитить или помочь защитить культурное наследие. Евросоюз может применить только мягкую силу. На данный момент у нас нет единых ВС. Мы можем только призывать и требовать. В своем выступлении я отметил, что, если прогресса по этому вопросу не будет, мы должны предпринять другие шаги. На данный момент не могу сказать, это будут санкции или другие действия, касающиеся прав человека, например, Акт Магнитского. Но если ничего не изменится, мы должны думать в этом направлении».
Лилит Гаспарян - Смотрите, вы говорите о ЮНЕСКО, но даже специалисты ЮНЕСКО не могут, например, посетить Шуши. Даже у них есть проблемы с получением разрешения.
Андрей Ковачев - Мы также требуем от всех сторон разрешить международным организациям въезд на эти территории. Не имеет значения, находятся ли эти территории под контролем Азербайджана или армянской стороны после заявления о прекращении огня. На эти территории должен быть обеспечен безопасный доступ к гуманитарным вопросам, защите прав человека для контролирующих организаций и СМИ.
Лилит Гаспарян - Азербайджан вторгся на суверенную территорию РА и, пожалуй, самым четким среди международных откликов было заявление США, которое назвало эти действия провокацией. ЕС продолжает выступать с «беззубыми» двусторонними заявлениями. Что мешает ЕС действовать более четко и адресованными шагами?
Андрей Ковачев - В нашей резолюции есть четкие шаги. Они не являются неопределенными. В частности, отмечается, что неприемлемо даже временное вторжение на территорию другой страны. Нужно следовать принципам территориальной целостности, неприменения силы и самоопределения. К сожалению, за прошедшие годы мы увидели, что стороны принимают эти принципы выборочно, только по выгодной им части. Самое главное - неприменение силы. Мы увидели, что Азербайджан грубо нарушил этот принцип.
Лилит Гаспарян - На этой неделе в повестке ЕП был также доклад о Турции, и одной из важных частей обсуждения было то, что позиция Эрдогана является результатом подхода ЕС. Разве то же самое не наблюдается в случае с Азербайджана? Они смогли войти на суверенную территорию Армении, поскольку их действия в Арцахе остались безнаказанными?
Андрей Ковачев - Даже до войны прошлого года мы выразили сожаление, что Минская группа десятки лет не смогла достичь взаимоприемлемого решения. Это очень разочаровывает. К сожалению, на данный момент у нас нет другого инструмента. Единственным международно принанным форматом является сопредседательство Минской группы ОБСЕ. В этом контексте я затронул этот «парк». Нужно найти решение, которое не увеличит насилие, что, в свою очередь, мешает поиску решения. Люди нуждаются в создании семьи, воспитании детей в безопасной среде, а не в ситуации, когда будущее непредсказуемо, и неизвестно, что произойдет, если начнется новая война. Это то, в направлении чего международное сообщество должно приложить усилия. К сожалению, я не могу предложить никакого волшебного решения. Такова способность международного сообщества. К сожалению, некоторые силы, вопреки принципу неприменения силы, применяют эту силу.
Лилит Гаспарян - Как вы представляете дальнейшее сотрудничество в парламентском формате? И вообще перспективу отношений ЕС – Армения.
Андрей Ковачев - Мы всегда открыты для поддержки, инвестиций, инициатив, направленных на будущее армянской молодежи. Действуют образовательные программы Евросоюза, такие как Эрасмус и другие, которые предоставляют молодым возможность способствовать созданию лучшего будущего страны. Несомненно, мы открыты и для стимулирования торговли между Евросоюзом и Арменией.
Мы поддерживаем Армению на международных площадках. Франция, как член ЕС, участвует в Минской группе ОБСЕ. Мы готовы содействовать увеличению усилий по принятию взаимоприемлемого решения. Мы также по-прежнему призываем Турцию содействовать миру, если они действительно хотят сформировать позитивную повестку с Евросоюзом. Было бы также прекрасным примером, если бы Турция смогла способствовать поиску приемлемого для сторон решения.