Ситуация в Сюнике, когда 12 мая несколько подразделений азербайджанских вооруженных сил оказались в окрестностях Черного озера и, по сути, отказались покинуть суверенную территорию Армении, на самом деле была войной нервов. Расчет Баку был достаточно ясен: вывести армянскую сторону из равновесия, спровоцировать вооруженное столкновение и тем самым попытаться получить «алиби» для возобновления военных действий и их продолжения. Одним из компонентов расчета было то, что уже параллельно с «жаркими боевыми действиями» никто не пытался понять, начались ли они на территории самой Армении или же армянские Вооруженные силы напали на азербайджанских солдат, мирно гуляющих на своей территории. Что касается Еревана, то справедливости ради отметим, что наглость Азербайджана в первый момент была неожиданной и имела эффект шока. Плюс к этому, было создано также огромное общественное давление, основным тезисом которого было немедленно осуществить боевую операцию, и, либо уничтожить вторгшихся в Сюник азербайджанцев, либо, как минимум, взять в плен с целью последующего обмена с армянскими пленными. Причем, с целью превращения этого давления в конкретные действия против власти, ряд политических групп начали генерировать информационные потоки, часть которых не имела ничего общего с действительностью, однако на чисто эмоциональной основе могла привести к общественному взрыву со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Тем не менее, Армения пошла по пути тактической паузы, используя этот период для получения содействия международного сообщества. Параллельно этому Ереван официально обратился сначала к ОДКБ, а затем и к стратегическому партнеру - России, напомнив, что в случае угрозы военной интервенции государства-партнеры имеют очень определенные и четкие обязательства. Это была достаточно рискованная игра, поскольку не было известно, будут ли государства-посредники по урегулированию конфликта отдельно реагировать на сложившуюся ситуацию на фоне относительно инертной деятельности Минской группы ОБСЕ и будут ли возможные отклики в пользу Армении.
Первый довольно мощный сигнал пришел из Парижа. Параллельно обращению Армении к ОДКБ президент Франции предложил обсудить проблему в Совете Безопасности ООН, одновременно предложив Еревану военную помощь. Это был довольно интересный шаг, поскольку, так или иначе, если ОДКБ примет решение направить на армяно-азербайджанскую границу вооруженные подразделения организации, то проблема неизбежно должна оказаться в повестке СБ ООН. По сути, таким образом Париж заранее показал, какова будет его возможная позиция в этой высокой международной инстанции и в то же время дал понять Баку, что в случае необходимости в воздухе Армении могут появиться французские Миражи.
Второй звонок для Баку пришел из неожиданного направления - из Лондона. Посол Соединенного Королевства в Армении заявил, что Арцахский вопрос не урегулирован, и на этом фоне действия Азербайджана носят опасный и провокационный характер.
Что касается третьего удара, то он был нанесен вчера, когда советник президента США по вопросам национальной безопасности Джейк Салливан в ходе телефонных разговоров с исполняющим обязанности премьер-министра РА Николом Пашиняном, а затем и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым назвал действия Баку «безответственными и провокационными».
То есть, сложилась ситуация, когда в случае неудачного хода намеченных на завтра переговоров Армения, фактически, имеет карт-бланш, наличие которого дает Еревану не только право (в случае вторжения на суверенную территорию право применения силы неоспоримо), но и международное содействие для решения проблемы силой в случае необходимости.
Количество просмотров1630