На пресс-конференции, состоявшейся после встречи с и.о. министра иностранных дел Армении Ара Айвазяном, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что не надо политизировать мирный процесс урегулирования карабахского конфликта.
Вопрос - 13 мая, буквально вчера, сопредседатели Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением, в котором в числе прочих вопросов указали важность всеобъемлющего и полноценного урегулирования карабахского конфликта. Опираясь на это заявление, можно ли сказать, что у стран-сопредседателей есть договоренность по возобновлению мирного процесса и можете дать оценку Москвы взаимодействию стран-сопредседателей по Карабаху.
Сергей Лавров - Мирный процесс, который был начат 9 ноября путем достижения договоренности о том, чтобы остановить войну и перейти к миротворческой операции, к разблокированию всех экономических связей в регионе, всех транспортных коммуникаций, он уже почти полгода практически осуществляется. Поэтому «перейти к мирному процессу» — это немножко искажение реальности.
Вы упомянули трехстороннее заявление группы… Я о ней тоже сегодня говорил, и мой коллега об этом упоминал. Она занимается практическим решением тех вопросов, которые напрямую относятся к мирному процессу, когда люди избавятся от блокады, от эмбарго, от тех препонов, которые чинились в рамках международных организаций по развитию здесь равноправного взаимовыгодного сотрудничества и перейдут к извлечению прямых выгод от тех преимуществ, которые предоставляет этот стратегически важный в геополитическом и геоэкономическом смысле регион. И мы, сыграв в ходе затяжных переговоров между лидерами трех стран решающую роль в том, чтобы остановить боевые действия, создать механизм верификации прекращения огня в лице миротворческого контингента, как никто заинтересованы, чтобы все, о чем договорились президенты России, Азербайджана и премьер-министр Армении, выполнялось на практике.
Я убежден, что сопредседатели, когда они призывали к тому, чтобы все окончательно урегулировать, имели в виду то, что необходимо сделать для решения всех этих вопросов. Мы не сомневаемся нисколько, что когда люди начнут ощущать выгоды от мирной жизни, от снятия всех рестрикций, санкций и проявлений блокады, они начнут уже по-другому относиться к вопросам, которые сейчас пытаются некоторые наши коллеги заострять и вынести их на передний план.
Не надо сейчас политизировать процесс, он идет достаточно сложно, потому что решаются и вопросы, связанные с маршрутами соединения этого региона, и вопросы, связанные с обеспечением того, что сейчас называют связанностью региональных отношений, решаются вопросы линий соприкосновения, делимитации, демаркации границ. Это практические, понятные вещи, которые необходимо решить, чтобы регион свободно вздохнул и зажил мирной жизнью. Те, кто пытается эти вопросы отнести на потом, а сначала заниматься политическими дискуссиями, по-моему, ставят весь процесс с ног на голову. Гораздо проще решать политические вопросы, когда люди стали нормально жить на земле, и азербайджанцы, и армяне друг с другом, как это было многие десятилетия и столетия.
В завершение встречи Сергей Лавров отметил, что были обсуждены все проблемы урегулирования в постконфликтный период, в том числе, военные, военно-политические, гуманитарные.
«Что касается трехстороннего взаимодействия на уровне вице-премьеров, этот механизм был создан по решению президентов РФ и Азербайджана и премьера Армении по итогам встречи 11 января. Этот механизм предусматривает договоренности, которые могут быть исключительно добровольными, на взаимовыгодной основе и которые никоим образом не предполагают ничего, кроме дипломатического согласия и решений, которые позволят экономические связи полностью разблокировать. Любые вопросы, которые могут ставиться вразрез этим договоренностям трех лидеров, конечно же не могут восприниматься как альтернатива тому, о чем было условлено», - заявил глава МИД РФ.