Телеканал «Россия24» затронул тему последнего рабочего визита премьер-министра РА Никол Пашиняна в РФ в репортаже о закулисных кадрах встречи Путин-Пашинян и о неопубликованном до сегодняшнего дня интервью главы правительства РА.
Владимир Соловьев (ведущий) — Премьер-министр Армении снова прилетал в Москву и снова обсуждал с Владимиром Путиным в числе прочих вопросов ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Как сказал Пашинян личные встречи важны для сверки часов. Сверили.
Павел Зарубин (ведущий) — Не часто в условиях пандемии сейчас бывают международные встречи, потому впереди те кадры, по которым мы соскучились. Как организованы такие саммиты в Кремле.
Кортеж премьер-министра Армении мчится по центральным улицам Москвы, сейчас заедет в Кремль. Армянская сторона официально объявила, что перед этой встречей Никол Пашинян уходил в режим самоизоляции. Вот такие меры безопасности сейчас на высшем уровне.
В представительский кабинет Кремля, где и должна пройти встреча, вносят столик. Сначала он у кресла Пашиняна, но перед переговорами решают снова отодвинуть его в сторону, чтобы в кадре остались только кресла лидеров и столик по середине.
Всего за три месяца Пашинян в Москве уже второй раз, и это в условиях пандемии. «Российский президент, - премьер Армении снова подчеркивает, - внес особый вклад в стабилизацию обстановки в Закавказье».
Эти кадры потом в разных странах изучат по секундам, и каждое движение здесь значит намного больше, чем просто жест.
Экономическое взаимодействие Россия-Армения из-за пандемии конечно сократилось. Главная задача сейчас очевидна:
Владимир Путин (президент РФ) — Не только восстановить этот объем, но и двигаться дальше.
Премьер Пашинян в те минуты, когда говорил Путин, выложил из кармана листок, и сначала было сложно понять, что это за бумага, но затем все стало на свои места.
Пашинян набросал себе план из тех вопросов, которые были наиболее важны для него, чтобы эти темы прозвучали в присутствии видеокамер.
Когда журналистов просят покинуть помещение, тот самый приставной столик несут обратно. Помощники дают Пашиняну его портфель с документами. Армянский премьер вынимает папку красного цвета.
Журналист — Вы довольны результатом переговоров с президентом России?
Никол Пашинян (премьер-министр РА) — У нас была очень насыщенная повестка дня, эффективно обсудили все вопросы двусторонних отношений, региональные вопросы, вопросы безопасности, экономики, очень много вопросов, связанных с ситуацией в Нагорном Карабахе. Я доволен, да, очень.
Это сейчас обсуждается развитие региона. Всего несколько месяцев назад нужно было останавливать кровопролитную войну.
Путин, Пашинян и Алиев в ноябре подписали судьбоносное соглашение. О деталях президент России рассказал тогда нашей программе. Самый главный результат достигнут и, как показали прошедшие месяцы, закреплен.
Владимир Путин — Прекратить кровопролитие. Послушайте, это же не кино, это трагедия, которая происходит в жизни.
Журналист — В какой момент, все-таки, когда и как документ стал таким, каким мы все его видели?
Владимир Путин — Это был такой сложный, энергозатратный процесс я думаю, что со всех сторон. По сути, мне пришлось взять на себя роль посредника. Выслушивал их требования, претензии к тексту. Фактически такая равноправная, равноценная трёхсторонняя работа. Борьба шла с обеих сторон за каждую фразу, за каждый пункт, можно сказать за каждую запятую.
Пашиняна после публикации заявления оппозиция в Армении стала обвинять в предательстве национальных интересов, улицы забурлили. Путин в том интервью дал понять, что Пашинян до последней минуты отстаивал интересы своей страны.
Владимир Путин — Премьер тогда сказал: «Мы будем бороться, будем воевать». Поэтому обвинения в его адрес о каком-то предательстве не имеют под собой никаких оснований.
Журналист - Нет ли опасности в том, что в итоге к власти в Армении придут люди, которые попросту откажутся выполнять все то, что подписано?
Владимир Путин — Это было бы самоубийство.
Сейчас в Москве Путин и Пашинян обсудили ситуацию в регионе на этот момент.
Переговоры шли в формате рабочего обеда. Вот что иностранным гостям предлагает кремлевская кухня – салат из камчатского краба, морские гребешки, кокосовый суп с лангустином, ледяная рыба на подушке, российское вино. Отдельной строчкой прописано: «По запросу может быть предложено постное меню». Но лидеры, судя по этим кадрам, по крайней мере в начале беседы вообще предпочли просто чай.
Говорили конечно и о вакцинации, начинаются поставки российского «Спутника V».
Никол Пашинян — Первая партия уже прилетает в Армению. Это примерно 15 тысяч доз, но мы нуждаемся примерно в миллионе. Мы с президентом России договорились, что Армения получит их.
Никол Пашинян — В России тоже очень большая потребность в вакцине.
Владимир Путин — Ну, у нас производство раскручивается, поэтому, я думаю, что решим эту проблему, не в ущерб российских граждан, российских потребителей.
Никол Пашинян — Сегодня в мире престиж российской вакцины, особенно «Спутника V», поднимается, и в Армении тоже с доверием относятся к этой вакцине.
Владимир Путин — Объем производства у нас сопоставим с потребностью внутри страны, потому что не все сразу хотят прививаться. По мере прививочной компании все больше и больше хотят сделать эту прививку, но как раз вот объем производства и количество желающих привиться у нас, в целом, совпадают. Одновременно и объемы производства растут. Так что мы обсудим этот вопрос.
К моменту отлета Пашиняна из России в Москве начался сильный дождь. У государственного протокола России отточенные правила работы в любой ситуации.
Переговоры в Москве оказались довольно продолжительными, «Борт номер 1» премьера Армении вылетает из «Внуково 2» в 22 часа по московскому времени.
На следующий день российский президент поговорил по телефону с главой Азербайджана. С ним также детально обсудили ситуацию в Закавказье.
Владимир Соловьев — Очень важно соблюдать, конечно, баланс беседы с премьер-министром Армении, потом обязательно связаться с руководителем Азербайджана и наоборот. То есть ситуация по-прежнему не простая и без помощи России, очевидно, не удастся нормализовать отношения.