Защитник прав человека Армении Арман Татоян сделал запись на своей странице в Фейсбук: "Вчера, 26 февраля 2021 года президент Азербайджана заявил: «Мы провели антитеррористическую операцию, в результате которой было арестовано более 60 террористов. Их теперь называют военнопленными. Мы считаем, что это искажение вопроса, потому что после 20 дней окончания войны военнопленных быть не может. Мы вернули всех военнопленных. Мы их вернули до того, как они вернули нам наших пленных. А эти люди не военнопленные, они террористы, диверсанты».
1. Защитник прав человека Армении еще раз решительно заявляет, что задержанные в Азербайджане все военнослужащие и гражданские лица армянской стороны являются пленными по статусу.
Все военнослужащие находились в Арцахе для выполнения своего конституционного долга, они в Арцахе проходили военную правовую службу.
2. Достоверные доказательства, собранные Аппаратом Защитника прав человека, подтверждают, что количество взятых в плен больше, чем подтверждено азербайджанскими властями. Это также касается периода, до возвращения 44 пленных одной группой.
Защитник прав человека зафиксировал множество случаев, когда, несмотря на случаи, подтверждаемые видеозаписями и другими доказательствами, органы азербайджанской власти отрицают присутствие у них лиц или затягивают процесс утверждения.
3. Возбуждение процессов уголовного преследования против пленных армянской стороны, содержавшихся в Азербайджане, их задержание под арестом и тем более называние «террористами» или «диверсантами» являются грубыми нарушениями международного гуманитарного права и международных прав человека в целом.
За прохождение военной правовой службы они не должны быть подвергнуты какого-либо уголовного преследования или быть взятыми под арест, в качестве наказания. Это утверждение особенно исходит из требований третьей женевской конвенции 1949 года.
Власти Азербайджана сначала искусственно затягивали возвращение пленных армянской стороны, а затем начали злоупотреблять и фальсифицировать правовые процессы, и прямо заявлять, что в Азербайджане содержатся только «террористы и диверсанты». Международное гуманитарное право запрещает такое обращение. Это очевидно имеет признаки военного преступления.
Защитник прав человека Армении также считает необходимым особенно подчеркнуть, что в послевоенном процессе права человека или гуманитарные вопросы, включая освобождение и возвращение пленных, должны быть обеспечены сразу после прекращения боевых действий и все это должно быть ограждено от политических процессов.
В соответствии с международным правом, этот запрет действует в любом случае независимо от его закрепления в конкретных документах, связанных с конфликтом.
4. Абсолютно неприемлемо заявление президента Азербайджана о том, что спустя 20 дней после окончания войны не может быть военнопленных, таким образом называя пленных «диверсантами» или террористами.
Недопустимо толковать трехстороннее заявление от 9 ноября, как относящееся только к ситуации до подписания этого заявления.
Во-первых, как до, так и после заявления от 9 ноября, а также сейчас мы имеем дело с продолжающимся (незавершенным) вооруженным конфликтом: это правило прямо следует из требований международного гуманитарного права.
Кроме того, заявление президента Азербайджана прямо противоречит намерениям сторон, подписавших трехстороннее заявление 9 ноября, и практике его реализации.
В частности, исходя из требования пункта 8 этого заявления, Республика Армения уже передала Азербайджану двух лиц, совершивших преступления в Арцахе, в том числе, осужденных за убийства мирных жителей.
По тому же принципу Азербайджан передал Армении формально осужденных в этой стране армян. Армения и Азербайджан передали также пленных, задержанных после трехстороннего заявления от 9 ноября.
Таким образом, упомянутое заявление должно применяться ко всем ситуациям, относящимся как к периоду до, так и после 9 ноября. До тех пор, пока существует объективная потребность защиты прав человека и гуманитарного процесса в связи с последствиями военных действий.
Поэтому, принципиально недопустимо обусловливание наличия пленных только датой трехстороннего заявления. Еще раз подчеркиваю, что, независимо от даты взятия в плен, все задержанные в Азербайджане военнослужащие и мирные жители армянской стороны, являются военнопленными по статусу.
5. Абсолютную срочность вопроса освобождения пленных следует также рассматривать в контексте политики ненависти в отношении армян, осуществляемой в Азербайджане, что неоднократно подтверждалось, опубликованными Защитником прав человека Армении отчетами, основанных на объективных доказательствах.
6. Таким образом, абсолютно предосудителен тот факт, что вопрос освобождения и возвращения армянских пленных, находящихся в Азербайджане, явно политизирован, а судебные процессы искажены и повержены злоупотреблению.
Все это грубо нарушает гуманитарный процесс и гарантирующие права человека международные требования. Следовательно, они должны быть освобождены без каких-либо предварительных условий и безопасно возвращены в Армению.
7. Поэтому я обращаю внимание международного сообщество, и, в частности, международных организаций, имеющих мандат по защите прав человека, на вышеупомянутое заявление президента Азербайджана, чтобы исключить любое нарушение гуманитарного процесса и обеспечить его строгое соответствие международным требованиям прав человека".