Сегодня состоялся брифинг официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, в ходе которого были затронуты вопросы региональной безопасности, а также сохранения армянского культурного наследия на территориях, не находящихся под контролем Арцаха. Захарова, в частности, ответила на вопросы корреспондентки Общественного телевидения Армении.
Вопрос - Ультраправая националистическая турецкая партия и примыкающая к ней экстремистская организация «Серые волки» заявили о намерении реализовать проекты на оккупированных территориях Арцаха, в частности, Шуши. Присутствие в какой-либо форме на территориях Карабаха иностранных сил, проповедующих идеологию неофашизма, не представляет ли большую угрозу не только для Нагорного Карабаха, но и для региональной безопасности? Тот факт, что эти силы получили одобрение на реализацию своих проектов от высшего руководства Турции и Азербайджана, не указывает ли на планы Анкары и Баку создать очаги напряженности в регионе и соседних странах?
Мария Захарова - В результате договоренностей, достигнутых лидерами Армении, Азербайджана и России, Нагорный Карабах сейчас возвращается к мирной жизни - коллективными усилиями - и для этого необходимо, чтобы и Армения, и Азербайджан, и все страны-соседи действовали с единых позиций, помогали разблокированию экономических и транспортных связей, обеспечивали охрану памятников истории и культуры. В первую очередь необходимо установить прочный мир, на основе которого люди, возвращаясь в регион, будут выстраивать жизнь уже по разным направлениям.
Вопрос - Древние армянские церкви в Турции выставлены на продажу. Многочисленны также факты разрушения христианских церквей. На фоне такого вандализма могут ли внушать доверие заявления о региональной стабильности и безопасности?
Мария Захарова - На каком-то этапе для меня самой было удивлением узнать, что в мире существует практика продажи культовых объектов. Воздержусь от оценок, но эта практика широко распространена, когда из культовых объектов делают дома, торговые центры, даже ночные клубы. В данном случает речь идет о внутреннем национальном законодательстве каждого государства. Относительно разрушений памятников, наша позиция основана на том, что необходимо бережно относиться к религиозным, историческим памятникам.