Посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбэк заявил на телефонной пресс-конференции, что когда во время войны армянский храм в Шуши подвергся обстрелу, ему позвонил посол Азербайджана.
Сэм Браунбэк - Когда один из объектов религиозного наследия подвергся бомбардировке, мне позвонил посол Азербайджана и сказал, что это вышло случайно. Каких-либо заключений от них, однако, не поступало. Тем не менее, мы, конечно, продолжим призывать Азербайджан и другие вовлеченные стороны к сохранению религиозных объектов.
Пока Браунбек выступает с призывами, азербайджанцы продолжают осквернять и разрушать христианские святыни в Арцахе. Армянская сторона обсудила с Госдепартаментом вопрос сохранения армянского наследия.
Сэм Браунбек – Посол Армении открыл тему защиты религиозных объектов в Нагорном Карабахе на заседании Альянса за свободу вероисповедания. Он сказал, что верующим должен быть предоставлен доступ к святилищам. Надеюсь, что так оно и будет.
У бывшего норвежского дипломата Стейнара Хилла нет особых оснований для оптимизма. Около 15 лет назад он был послом Норвегии в Баку и многое там повидал.
Стейнар Хилл (посол Норвегии в Азербайджане /2002-2006/) - Я много путешествовал по Азербайджану, видел церкви, большинство из которых были довольно древними. Азербайджанцы твердили, что это все церкви времен Кавказской Албании. Конечно, я знал, что все или большинство церквей были армянскими.
В азербайджанском населенном пункте Нидж гуманитарная компания Норвегии в 2004 году ремонтировала церковь, на стенах которой были высечены тексты на армянском языке. Местные жители были удинами. Они обещали, что армянские надписи никто не тронет, но вышло совсем другое.
Стейнар Хилл - В начале января мне позвонили и сказали, что армянские строки стерты. Вопрос был поставлен перед азербайджанским правительством. Они пообещали расследовать случившееся, но ничего не предприняли. Я пошел туда, изучил. Армянские буквы стерли, в некоторых местах остались только очертания.
Удины не сделали бы этого, а азербайджанское правительство, как и следовало ожидать, не провело никакого расследования, ничего не раскрыло. Вместо этого вновь заявили, что церковь, якобы, не армянская, а албанская. В мае 2005 года Стейнар Хилл не пошел на открытие храма в Нидже. Более того, его усилиями послы других государств также демонстративно не пошли. Норвежская гуманитарная компания в знак протеста больше не осуществляла в Азербайджане программ.
Сегодня, когда Баку выступает с ложными заявлениями, судьба церкви в Нидже свидетельствует о том, что в соседней стране политика уничтожения армянского наследия уходит корнями глубоко в историю.