Команда Русской службы Би-би-си побывала в городе Лачин, откуда проходит дорога, соединяющая Нагорный Карабах и Армению. Над ущельем, разделяющим Армению и Лачинский район выстрелы артиллерии раздаются так близко, что можно проследить направление полета снаряда. В самом Лачине тоже хорошо слышны взрывы и выстрелы. Местные жители успокаивают приезжих: это исходящие. Здесь почти все мужчины - добровольцы, от учителей до мэра города.
Глава администрации Лачина с начала военных действий занимается не только административными делами, но и ездит на передовую. С тех пор, как азербайджанские силы приблизились к Лачину, мэр начал заниматься организацией обороны города. Как именно город готовится к обороне, мэр не говорит, только повторяет все время, что все нормально.
"Так как от противника можно ожидать все что угодно и так как в городе много людей, которые участвовали в первой карабахской войне, люди привыкли, у нас все нормально. Не впервой", - говорит Алексанян.
"Нормаль" ("нормально" - арм.) — это самое популярное слово в Лачине. На все вопросы о том, как готовятся и реагируют на близость войны жители, все отвечают "нормаль".
"Так как мы живем на территории, где война была неминуема, мы всегда были готовы и сейчас тоже готовы", - говорит мэр.
Съемочную группу встречает одна из местных врачей. Женщина переехала из российского Дагестана 11 лет назад и с тех пор живет в Лачине, который она просит не называть так - только армянским названием Бердзор. Она рассказывает, что почти никто не уехал из города, но пациентов стало меньше: людям не до этого, говорит она. Приходят только с острой болью. Она не собирается уезжать из города: "Ну и что, что война близко?"
Раздается звук летящего снаряда. "Вы слышите? Это там вдалеке где-то что-то летает. Ну пусть летает". Она также добавляет:
"Против народа мы ничего не имеем. Азербайджанский народ - он такой же народ, как и армянский. Это все причуды их руководства. Просто понять не можем, чего они добиваются? Проливают кровь с нашей и с их стороны".
Только мертвому не страшно
Люди с оружием почти не реагируют на взрывы и выстрелы. Они без особого интереса посматривают в сторону, откуда раздаются выстрелы артиллерии, не спеша пьют кофе и курят.
Один из добровольцев, узнав, что журналисты из России, подходит со словами "О! Земляки!". Он приехал из Красноярска в сентябре. В России у него остались жена, дети и работа. Он был дальнобойщиком, возил груз в Магаданскую область и на Сахалин. Мужчина говорит, что здесь у него тоже семья, которую нужно защитить: родители, братья и сестры.
В Бердзоре вообще запрещают фотографировать какие бы то ни было здания и даже пейзаж. Люди уверены, что враг будет наносить удары по конкретным объектам, если узнает их расположение.
Один из жителей, как и все, с кем общались журналисты BBC в Бердзоре, говорит, что его не беспокоит близость азербайджанской военной силы.
Он говорит, что близко — это когда 3-4 километра, а сейчас они далеко. Больше всего молодого человека возмущает бездействие лидеров мировых стран: "Мир спит или ослеп. Смотрят - не видят, что тут творится".
Поселок, в котором живут армяне, приехавшие сюда из стран Ближнего Востока, расположен в нескольких десятках километров от Бердзора.
Еще две недели назад здесь было спокойно, женщины пекли лаваш и отправляли на фронт, мужчины строили спортивную площадку. За последнюю неделю ситуация сильно изменилась. Звуки выстрелов из крупнокалиберных орудий слышны здесь так, как будто бьют прямо из поселка.
Здесь в основном только мужчины, которые остались в поселке без семей - почти все женщины и дети уехали в Армению. Ухаживать за мужчинами осталась только Нарине. Она отправила своих пятерых детей и сестру в Ереван, сама осталась, чтобы готовить, стирать и убирать.
До начала новой войны в Карабахе Арам - 29-летний житель поселка - работал на стройке, в сентябре 2020 года взял в руки автомат и пошел воевать добровольцем. Узнав, что азербайджанские войска приблизились к Лачинскому району, Арам вернулся в поселок и теперь стоит на посту, охраняя подступы к поселку.
Арам признается, что ему страшно на войне, но не за себя, а за родственников: "Когда думаешь только про свою безопасность, не страшно. Но у меня есть семья, есть дети, есть брат, про них когда думаешь, страшно конечно. Когда один, не страшно".
Парадокс войны
Андраник рассказывает, что ситуация вокруг Бердзора и их поселка изменилась за последние 10 дней.
"Каждое утро бьют из ракет по селу. Вчера и утром били, и после полудня били. Ночью прилетают беспилотники, определяют место и утром бьют", - говорит он.
По его словам, боевая техника азербайджанской армии расположена в 10-15 километрах от поселка, дальше продвинуться не могут из-за горной местности, но отправляют диверсионные отряды на пикапах. Андраник говорит, что таких диверсионных групп в лесах очень много, они так близко, что их можно увидеть в бинокль.
Он размышляет о парадоксе войны - что люди погибают каждый день и что за убийство во время войны могут даже наградить: "Во время войны, когда человека убиваешь - медаль дают, как будто убитый не считается человеком. А в мирное время оплеуху дашь - посадят в тюрьму".
На столе перед Андраником лежат гранат и боевая граната. Андраник объясняет, что, вот, мол, две гранаты, одна символизирует жизнь, вторая - смерть. "Мы выбираем жизнь", - говорит мужчина, забирает автомат и едет на передовую.