Премьер-министр Армении выступил с посланием:
"Уже 18 дней продолжается развязанная Турцией и Азербайджаном против Арцаха террористическая война. Прежде чем перейти к ситуации на поле боя, я считаю необходимым подчеркнуть, что сегодня для нас очень важно понять военно-политическую ситуацию, но для этого мы должны сначала понять причины и условия этой войны.
В переговорном процессе по карабахскому вопросу Азербайджан шаг за шагом дошел до того пункта, когда фактически поставил перед армянским народом, перед народом Карабаха требование отказа от своих прав.
Суть этого требования заключалась в следующем: немедленно передать 5 из 7 территорий Азербайджану, представить конкретный график передачи оставшихся 2 территорий и констатировать, что Нагорный Карабах должен быть частью Азербайджана в каком угодно статусе. При этом, уточнение статуса Нагорного Карабаха не должно иметь никаких причинно-следственных связей с процессом передачи территорий. Т.е. передача территорий должна была происходить не взамен статуса, а взамен мира, в противном случае Азербайджан угрожал решить вопрос путем войны.
В этих условиях, когда мы пытались четко констатировать, что урегулирование вопроса без определения статуса Арцаха невозможно, Азербайджан отклонял любое серьезное обсуждение по вопросу статуса, фактически заявив, что единственный статус, который может иметь Арцах, - это нечто автономное в составе Азербайджана, и, фактически, закладывались основы для структуры, чтобы Карабах был полностью освобожден от армян.
Произошедшие в июле 2020 года победные бои Тавуша доказали неожиданный для многих факт: азербайджанская армия не в силах решить карабахский вопрос военным путем. Констатация этого факта имела шоковый эффект не только для Азербайджана, но и многих других стран и, в первую очередь, для Турции.
Сразу после июльских боев начались беспрецедентные по своим масштабам турецко-азербайджанские военные учения, большое количество турецких войск и военной техники было переброшено в Азербайджан. В ходе учений они снова убедились, что азербайджанская армия не способна решать конкретные задачи в ближайшее время, и Турция решила, что отныне она должна заниматься решением карабахской проблемы.
Произошло нечто беспрецедентное - Турция открыто и публично стала угрожать Армении, параллельно перебрасывая из Сирии большое количество террористов и наемников в зону карабахского конфликта, понимая, что одних сил азербайджанской армии для решения проблемы недостаточно.
В этой ситуации мы пытались реализовать механизмы стратегического сдерживания с простым расчетом, что если Турция достигнет своих целей на Южном Кавказе, это неизбежно приведет к цепной реакции событий и, как следствие, региональные и внерегиональные страны, которые неизбежно станут объектом военной дестабилизации, должны предпринять стратегические меры пресечения.
Это, конечно, неприемлемо для нас, и очень похоже на Мюнхенское соглашение 1938 года, когда европейские державы уступили Чехословакию Германии якобы ради мира. И вы все знаете, что произошло потом. И сейчас вопрос в том, допустит ли мир формирование нового Гитлера - на этот раз в Малой Азии.
Война против Арцаха началась для нас не неожиданно. Мы знали и ждали, в какое время и откуда враг нападет.
Армия обороны Арцаха с первых секунд ведет действительно героический бой. Альянс Турция-Азербайджан-террористы-наемники предпринял сильнейшее нападение на Арцах: танки, бронетехника, ракеты, артиллерия, военная авиация, вертолеты, БПЛА, огромное количество живой силы, в том числе несколько тысяч спецназовцев из Турции и, по некоторым данным, Пакистана. а также наемники и террористы из Сирии.
В течение первой недели враг не достиг ни стратегических, ни территориальных успехов, и это происходило в условиях, когда у него не было ограничений по снабжению и живой силе, а Арцах и Армения, по сути, действовали в условиях блокады. За это время противник потерял огромное количество военной техники, понес много потерь в живой силе, но некоторые из этих жертв были наемными террористами, и в Азербайджане не очень тяжело переживали за эти потери.
В то время как каждая капля нашей крови приносит нам тяжелую боль, не говоря уже об огромном количестве жертв, которые у нас уже есть на данный момент. Принятое в Москве в прошлую пятницу заявление и наше участие в этом процессе были направлены на предотвращение дальнейших жертв. Предусматривалось прекращение огня в гуманитарных соображениях, полный обмен заключенными и задержанными, а также телами погибших, возвращение к переговорам в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ с логикой скорейшего разрешения вопроса.
Однако Азербайджан ни секунды не соблюдал соглашение о прекращении огня и до сих пор продолжает нападения, одновременно препятствуя формированию механизма мониторинга прекращения огня.
Это означает, что Азербайджан продолжает придерживаться заявленной с самого начала политической линии и поставил перед собой задачу полной оккупации Нагорного Карабаха".